Вслед за автокроссом в Черновцах, гонку в этой дисциплине приняли Желтые Воды. И хотя она тоже не смогла похвастать многочисленностью, тем не менее и в этот раз география участников оказалась весьма обширной. Более того, борьбы на трассе хватало с лихвой, напомним многим о ее былых временах.

   Дело в том, что на сегодня уже скорее только старожилы автокросса помнят захватывающие гонки, проходившие в Желтых Водах в 2005-2008-х годах. Тогда они носили наивысший статус национального уровня – этапов Чемпионата Украины. А ареной тех кроссовых баталий стала совершенно новая на тот момент трасса -   «Казакова Дача». После этого с некоторым спадом экономической активности в этом регионе настал перерыв в более чем 10 лет.

Однако местные энтузиасты автокросса не сдались и нашли возможность вдохнуть новую жизнь в эту трассу.
  В 2021-м году на «Казаковой Даче» провели кубковую гонку дабы в следующем вновь заявить этап Чемпионата Украины. Однако этим планам не суждено было исполниться – на нашу Родину напал агрессор.
  Тем не менее, не смотря на все трудности и обстоятельства, в которых сегодня находится Украина, вслед за «Кубком Черновцов» именно Желтые Воды приняли вторую по счету официальную автомобильную гонку, прошедшую в нашей стране с начала полномасштабного вторжения.

Если, конечно, не считать картинговые соревнования и бесчисленные Учебно-тренировочные сборы, ставшие крайне модными на сегодня…
  Пусть и не в статусе этапа Чемпионата Украины по автокроссу. Увы, но он, как и все остальные автомобильные соревнования этого уровня, на сегодня не проводятся в отличие от тех же мотоциклетных гонок, не считая других видов спорта.

Тем менее, даже в ранге клубного соревнования, получившего название «Кубок города Желтые Воды», он мог бы дать фору многим автокроссовым гонкам прошлых, куда более мирных лет. Как обычно, обо всем по порядку.

Неожиданный игрок

  В Желтые Воды хотя и собирались, но все же так и не смогли приехать представители Черновцов, равно как и пилоты из других западных регионов Украины. Но такая тенденция наблюдалась и в прошлом – элементарная логистика и связанные с ней затраты всегда оставались проблемой для кроссовиков и в куда более мирные времена.
  Как и «Кубок Черновцов», эта гонка тоже не могла похвастать многочисленностью – всего 16 участников во взрослых классах и еще трое юных спортсменов на их мини-багги.

ем не менее, и в этот раз их география оказалась довольно обширной, просто ее акцент был смещен на центральные и восточные регионы нашей страны.
  Так помимо самих Желтых Вод тут были представлены Днепр, Харьков, Кременчук, Запорожье, Кривой Рог, Александрия и даже Бахмут! Напомним, что ранее носивший название Артемовск являлся одним из авокроссовых центров Украины с одной из самых захватывающих трасс, расположенной на его окраине.

  Самым массовым уже традиционно стал 8-й класс – моноприводные кузовные автомобили с атмосферным двигателем до 1,6 литра, – насчитавший 9 участников.
Также традиционно многие из них решили стартовать и в более старшем 10-м классе. Тут также имеют право выступать только моноприводные автомобили, но уже с двигателем до 3,5 литров. А «настоящих» 10-классников оказалось лишь … один. Им стал Геннадий Бескровный, выступавший на 2-литровом «Фольксваген Гольф».

Плюс тут стартовал Николай Скубский на «Опель Астра», которая оснащена 1,6-литровым мотором и в реалии отвечает требованиям более младшего класса.
  Примечательно, что в самом 8-м классе Николай тоже стартовал, но на «Гольфе» с 1,6-литровом.

Именно этот представитель Кривого Рога стал одним из главных действующих лиц на «Кубке города Желтые Воды», причем в обоих классах! Хотя самым главным игроком, тут скорее можно было назвать … погоду.
  Дело в том, что суббота прошла абсолютно посуху. Более того, сильный ветер сразу отгонял с трассы вездесущую как для автокросса пыль, что не могло не радовать как самих участников, так и маршалов на трассе и судей.

  Проблема в том, первый день соревнования был отведен исключительно под тренировки и квалификационные «засечки», тогда как решающие Финалы, равно как и предшествующие им квалификационные заезды, проводились в воскресенье.
  И как на зло, практически на всю ночь зарядил дождь, продолжавшийся «мрякой» и воскресным утром. Так что практически все квалификационные гонки прошли в довольно сложных условиях.

  За ночь трасса изрядно раскисла и ее полотно оказалось более чем скользким. Мало того, что эти обстоятельства усложнили его проходимость, они привели к немалому количеству контактной борьбы, когда уже после квалификаций бока большинства машин участников оказались изрядно помятыми.

Но, к счастью, ближе к полудню дождь окончательно отступил, а черноземное полотно «Казаковой Дачи» на ветру начало стремительно затвердевать.
Так что большинство Финалов, собственно и определяющих места на подиумах, прошли при хорошем «держаке». В отличие от утренних заездов, последний позволял пилотам развивать куда большую скорость. А интриги, особенно в обоих кузовных классах в этот раз хватало с лихвой, причем начиная уже с квалификационных гонок.

Именно на них, особенно их первой серии, условия оказались наиболее сложными. Благо, данные короткие спринтерские гонки, каждая из которых длилась лишь по 4 круга, определяли лишь стартовые места на самом Финале и не более того.

Против опыта «не попрешь»

  В первом квалификационном заезде 8-го класса с самого старта Скубский уехал от всей оппозиции, тогда как позади него кипела борьба. Первым из нее выехал выступающий на совершенно необычной даже как для отечественного автоспорта «Славуте» Сергей Лакушев, опередив Александра Бурдюжу и Константина Бородавченко.
  Напомним, что именно последний являлся главным фаворитом соревнований и не только благодаря своей «заряженной» «восьмерке».

Без всякого преувеличения опыт Константина, начавшего выступать в автокроссе еще в начале 00-х, будет равняться сумме стартов всех его соперников в этот день! Однако в субботу на машине пилота из Кременчука возникли проблемы с трансмиссией, потребовавшие замены КПП. Так что в этот раз Бородавченко решил ограничиться выступлением лишь в одном классе, не заявившись в 10-й.
  Во второй «квалификации» уже Константин, привычно для него, не оставляет шансов оппозиции.

При этом «Гольф» победившего ранее Скубского буквально забрасывает грязью на самом старте и весь заезд он вынужден ехать фактически вслепую, ориентируясь по брустверам! Николай финиширует только 6-м, тогда как после очередной серии противостояний вторым становится Валентин Пирогов, опередивший Лакушева и Бурдюжу.
  Таким образом, после квалификационных заездов двое пилотов – Бородавченко и Лакушев собрали поровну – по 5 очков, тогда как по 7 оказалось сразу у троих! Но, снова – эти баллы в автокроссе не являются зачетными, а лишь определяют места на стартовой решетке Финала.

Сами же решающие заезды имели ровно в два раза большую протяженность и длились по 8 кругов.
  Как уже было сказано, к определяющим места на подиуме гонкам погода смилостивилась над участниками. Более того, состояние трассы оказалось близким к идеальному! Мало того, что быстро застывающее полотно давало отличный «зацеп». При это трасса оставалась достаточно влажной, чтобы не образовывались клубы пыли, которые в сухую погоду всегда являлась притчей во языцех для многих украинских кроссовых трасс, включая и «Казакову Дачу».

  Как и во второй квалификации, со старта Финала Бородавченко ушел в отрыв и был таков. Равно как также фактически без борьбы вторым уверенно финиширует Лакушев. Зато позади них, пусть и только за последнюю позицию на подиуме, развернулись настоящие спортивные баталии.
  Стартовавшему 6-м Скубскому удается было выйти разом на эту самую третью позицию, однако при этом Николай допускает почти фатальную ошибку. Он пробует обойти Пирогова по наружнему радиусу, что крайне редко приводит к успешному результату. Между ними происходит контакт, после которого «Гольф» криворожанена оказывается абсолютно последним в гонке!

Тем не менее, Скубский не сдается и прорывается с 9-го места, одного за другим обгоняя своих соперников, тогда как в это же время за то самое третье место ожесточенно борются Пирогов с Бурдюжей.
  Николай успевает опередить Александра, однако настичь своего «обидчика» ему не дает отмашка финишного флага.

Таким образом, третьим гонку заканчивает Валентин Пирогов, тогда как Скубский остается первым вне подиума.
  Тем не менее, у него, как и у многих других в этот день имелся второй шанс реваншироваться, но уже в 10-м классе.

Хотя формально в нем заявилось 10 участников, реально стартовое поле 10-го класса насчитало семерых из них. И тут тоже хватало борьбы и тоже начиная уже с квалификационных заездов.

«Виктории», о которых будут помнить!

  Как и в 8-м кассе, но теперь на своей «Опель Астра», Николай уезжает от соперников в первой квалификации, тогда как позади него вновь кипят свои страсти. Из этой борьбы на втором месте выезжает «Славута» Лакушева, опередив 2-литровый «Гольф» Геннадия Бескровного и Александра Михайленко, выступавшего как и подавляющее большинство на «восьмерке».

  Во второй квалификации Скубский финиширует только третьим, пропустив вперед Лакушева и Михайленко, но впереди единственного реального «старшеклассника» в лице Бескровного.
  Таким образом, по сумме набранных очков в квалификациях - чем меньше, тем лучше,- «поул» на Финал 10-го класса завоевывает как раз Лакушев. И тут происходит непредвиденное!

  В самый неподходящий момент – на старте решающей гонки, - у него возникает проблема с «кулисой» КПП. Сергей не то что пропускает всех остальных соперников вперед, а еще и дает им вынужденную фору в добрых 10, а то и больше секунд!
  Тем не менее, как и Скубский ранее в Финале 8-го класса, пилот из Запорожья не сдается и дарит зрителям, а их вокруг трассы в этот день собралось немало, несколько красивых обгонов!

Однако, снова точно так же как и Николай, Лакушев в итоге становиться только первым вне подиума.
  Побеждает же в 10-м классе, причем более чем уверенно как раз стартовавший вторым Скубский. Компанию на подиуме ему составили Михайленко и Бескровный.

И тут стоит отметить один интересный факт, связанный с этой «викторией».
  Несмотря на то, что в 2021-м году криворожанин завоевал титул Чемпиона Украины по автокроссу как раз в этом 10-м классе, Скубский сделал это благодаря стабильности с несколькими подиумами, но так ни разу и не возглавив его!

Более того, для Николая, выступающего всего третий год не только в автокроссе, но и в автоспорте в целом, эта победа стала буквально первой в жизни!
  К счастью, в отличие от гонки в Черновцах, в этот раз судейство не отнимало «виктории» не во время самого «Кубка города Желтые Воды», не «постфактум»….

И точно также, как и в случае с «Кубком Черновцов», в этот раз тех самых настоящих кроссовых автомобилей «багги» на гонку собралось совсем мало – всего пятеро. И тут тоже произошла не тривиальная по своему победа.

  2-я зачетная группа – монопривод с 1,5-литровыми практически полностью стоковыми моторами – насчитала четверых участников, однако до старта собственно Финала «дожило» лишь трое, да и борьбы за «викторию» тут не вышло.
  Как и в двух кузовных классах, шансов своим соперникам не оставил Александр Хилецкий.

Он неизменно финишировал первым как в квалификациях, так и собственно Финале.
  Можно не сомневаться, что своим выступлением Александр наверняка обрадовал всех зрителей, ведь он выступал на родной для него трассе.

Также неизменно вторым «приезжал» Валерий Гнитий из Кременчука, тогда как третьим все три раза становился Владимир Титов из Запорожья.

Тем не менее, в Финале багги все же не обошлось без зрелища, причем довольно необычного и острого.
  Поимо пилотов 2-й зачетной группы в «Кубке города Желтые Воды» стартовал Николай Панасюк, чья более мощная багги отвечает требованиям 3-й группы. Естественно, пилот из Запорожья каждый раз, включая сам Финал не оставлял шансов «младшегрупникам».

Однако буквально на самом последнем круге решающей гонки дня на багги Панасюка «летит» полуось. Это в свою очередь приводит к разрушению подвески, которая упирается в полотно трассы, что приводит к зрелищному кульбиту!
  К счастью никто, включая самого пилота, не пострадал, чего не скажешь о его багги, которая в итоге закончила соревнования вот так, буквально на вилах погрузчика!...

Тем не менее, с учетом того, что он оказался единственным участником в своей группе, Николай все равно смог отпраздновать победу, пусть одновременно став и последним в гонке, причем во всех смыслах!
  Бывают и такие казусы в автоспорте. Тут можно вспомнить еще более невероятную победу Лоуренса Вантхорна на Кубке Мира GT-2016, проводившегося на знаменитой городской трассе в Макау. Мало того что в реалии на момент остановки гонки пилот «Ауди» был вторым. Именно он и стал той самой причиной появления красных флагов, оказавшись … на крыше! Причем после собственной ошибки!

https://www.youtube.com/watch?v=Il0mLYO0Ojo

Однако по правилам в таком случае итоговый результат определяется по последнему полному кругу гонки, а его Лоренс закончил первым… В данном же случае у Панасюка и вовсе попросту не было прямых соперников...

P.S. или автоспорту в Украине быть!

  Самым главным признаком будущего любого вида спорта являются его будущие поколения. И автокросс не является исключением! Пусть в этот раз детская 1-я зачетная группа собрала лишь троих участников, причем все представляли Желтые Воды.

Тем не менее, если вспомнить, что в тех же Черновцах был совершенно другой состав юных пилотов, можно смело говорить, что даже в это непростое время, у автокросса растет новая смена украинских спортсменов!
  На своих мини-багги детвора выступали по сокращенному варианту трассы «Казакова Дача», длинной в 600 метров против километра с небольшим для взрослых участников.

И тут также, как и во всех без исключения старших зачетах в этот день имелся свой ярко выраженный лидер.
  Им стал уверенно выигравший в Финале Платон Огнивец, тогда как компанию на подиуме ему составили Клим Толмачов и Тарас Башлык.

Примечательно, что именно Тарас победил в первом квалификационном заезде, однако в дальнейшем из-за проблем на его мини-багги он не смог составить конкуренцию двум своим соперникам.

  Что же, можно смело говорить о том, что, несмотря на все те невероятные сложности, в которых сегодня живут украинцы, вслед за мотоциклетными гонками начинает пусть и очень медленно, но все же оживать и автоспорт. По крайней мере, в лице его автокроссовой составляющей. И это не может не радовать!

Ведь еще с прошлого года согласно распоряжению правительства Украины и Министерства молодежи и спорта, все соревнования, включая наивысшего национального ранга в виде Чемпионатов Украины, начали проводиться. К примеру, те же мотокроссовые гонки даже в этом крайне непростом спортивном сезоне регулярно собирали порядка сотни участников!
  И соревнования нужны не меньше, чем активно снимаемые кинофильмы, сериалы или концерты, также являясь неким напоминанием о мирном времени.

Остается надеяться, что оно совсем не за горами, равно как и новые гонки, на которых участники уже из всех регионов нашей страны смогут сойтись в новых очных противостояниях… Но и этот автокроссовый сезон еще не завешен!
  По некоторым сведениям, как в Черновцах, так и тут, в самих Желтых Водах, даже до конца этого года у автокроссовиков может появиться еще один шанс выйти на старт.

  Правда, остается вопрос в каком статусе будут проводиться эти соревнования. Что же, ждать этих новых автоспортивных событий изголодавшимся по автоспорту зрителям осталось совсем не долго…


Вячеслав Щербина специально для украинских болельщиков
Фото Дмитрий Нобелев